Рубрики
Прямая речь

Общероссийский съезд председателей ТСЖ

Закону о ТСЖ — быть.

Вчера 9 сентября в Москве в Торгово промышленной палате состоялся Общероссийский съезд председателей ТСЖ, в котором приняли участие председатели правления ТСЖ со всей России, которых пригласил организатор съезда «Ассоциация Акон» за наиболее интересные и актуальные предложения по внесению их в «закон о ТСЖ», в этом съезде принял участие и я.
На съезде обсуждалась правовая основа и предложения по созданию закона о ТСЖ
Председатели ТСЖ/ТСН/ЖСК, наиболее сильно озабоченные выбором верного пути по наведению порядка в своей сфере, начинали разработку положений, которые позволят привести к единым правилам размытые области существующих норм управления, защитить права как собственников помещений МКД так и председателей правления ТСЖ.
Председатели ТСЖ/ТСН воспринимают свою работу, как профессиональную деятельность, но существующее законодательство этого не признает и не признает работу председателя ТСЖ трудовыми отношениями.
Ключевой вопрос о том, можно ли считать председателя правления ТСЖ работником товарищества, долгое время являлся предметом споров среди специалистов. Так, например, Минфин России в своих письмах настаивал на существовании между указанными сторонами именно трудовых отношений, ссылаясь, среди прочего, на ст. 17 Трудового кодекса, согласно которой трудовые отношения возникают в том числе в результате избрания на должность.
А вот в судебной практике сколь-либо однозначного подхода по данному вопросу выработано не было. Встречались как примеры признания указанных отношений трудовыми (определение Кемеровского областного суда от 10 февраля 2012 г. № 33-1264), так и указания на принципиальную невозможность заключения трудового договора в такой ситуации (определения Московского городского суда от 2 июля 2014 г. № 33-25650/14, Ярославского областного суда от 16.07.2013 № 33-4240/2013). Специалисты Роструда высказывали осторожную позицию о том, что закон не запрещает заключать с председателем правления ТСЖ трудовой договор.
И вот, наконец, по данной проблеме пришлось высказаться и ВС РФ.
ВС РФ не признал трудовыми отношения между ТСЖ и председателем его правления (Определение ВС РФ от 24 мая 2019 г. № 307-9С15-13032 по делу №А42-5404/2012).
Законодатель в ст. 20, ст. 56-57 ТК РФ определил, что работником является лицо, которое за плату и при соблюдении определенных условий действует в интересах работодателя путем выполнения согласованной с работодателем трудовой функции.
Между тем товарищество собственников жилья является формой самоорганизации граждан, одобренной государством для целей управления принадлежащим им имуществом, члены правления которого и его председатель являются членами товарищества собственников жилья, собственниками жилых помещений, которые действуют в форме товарищества собственников жилья в своих интересах в отсутствие лица, которого можно было бы квалифицировать в качестве работодателя.
Члены правления товарищества собственников жилья и его председатель действуют исключительно в интересах собственников жилых помещений, то есть в своих интересах, что делает невозможным вывод о существовании в рассматриваемых отношениях по самоуправлению признаков трудовых отношений.
Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, основанной на равноправном членстве собственников помещений в многоквартирном доме, члены правления которого не могут находиться с ним в трудовых отношениях, но на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья им может быть определен размер вознаграждения за участие в управлении многоквартирным домом.

Сейчас нужно четко сформулировать и законодательно закрепить профессиональные требования к председателю. То-есть, возвести должность председателя в ранг профессии и официально ее оформить.

На съезде я поднял вопрос о защите денежных средств ТСЖ от наложения взысканий административного характера со стороны контролирующих органов: государственной жилищной инспекции, административно-технической инспекции, инспекции пожарного надзора. В последнее время работа этих контролирующих органов носит не профилактический характер, а карательный. Сейчас не даются предписания, предупреждения об устранении нарушений, а сразу взыскивается штрафы с ТСЖ или председателя правления ТСЖ, даже по малозначительным нарушениям.

Порой взыскание административных штрафов фактически оставляет многоквартирный дом без денег на содержания, в результате страдают добросовестные плательщики – собственники помещений.
В настоящее время в законодательстве нет четкого ответа, кому принадлежат денежные средства, которые платят собственники жилья. Необходимо, чтобы закон предусматривал, что накопленные на счетах ТСЖ денежные средства остаются, средствами собственников помещений МКД, то тогда взыскать их по штрафам и долгам будет нельзя. Однако закон это не утверждает, как и не утверждает обратного, что средства платежей за ЖКУ принадлежат ТСЖ.
Вот, что сказал по этому поводу Верховный суд: «Если обратить взыскание на целевые средства ТСЖ, то незаконно пострадают добросовестные собственники жилья (третьи лица) и могут иметь негативные последствия» (определение ВС от 27.10.15 № 307-9С15-13032 по делу А 42-5404/2012).
Необходимо признать все обязательные платежи по содержанию и ремонту жилья являются целевыми.

Есть много проблем и в тарифном регулировании в сфере ЖКХ.
Необходимо наводить порядок и по тарифному регулированию РСО в ЖКХ.
Цены на тарифы устанавливает Правительство РФ, оно дает промежуток, по которому власти регионов и муниципалитетов устанавливают тарифы по начислению за ЖКУ. И к сожалению, данное регулирование производит к разбрасыванию тарифов по ценовой категории, что в свою очередь делает агрессивной политику естественных монополий.
Необходима реформа в сфере тарифного регулирования РСО

Основные положения Закона о ТСЖ, утвержденные на Съезде:

  1. Все собственники дома – члены ТСЖ. Общее собрание собственников – основной орган управления ТСЖ.
    2. Земля под домом и придомовая территория должны быть переданы в безвозмездное пользование ТСЖ.
    3. Должность Председателя ТСЖ признать профессией, а отношения между ТСЖ и Председателем считать трудовыми.
    4. Плата за содержание и эксплуатацию является не выручкой предприятия, а взносами в ТСЖ на обслуживание своего дома. В связи с этим на данный вид платежа не должны начисляться налоги с оборота и подоходный налог.
    5. Установить кворум Общего собрания собственников — 50%+1 кв. м от общего числа собственников. Решения принимаются простым большинством от общего числа присутствующих на собрании.

До 1 декабря 2020 г. Ассоциация АКОН подготовит текст законопроекта и запустит его обсуждение среди председателей ТСЖ на сайте выставки EXPO-ON (www.expo-on.ru). Президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников по итогам Съезда сказал: «Отсутствие Закона о ТСЖ препятствует развитию некоммерческой формы управление МКД, не позволяет собственникам в полной мере реализовать свои права, предусмотренные жилищным законодательством. Мы приложим все усилия и готовы сотрудничать со всеми силами, обладающими правом законодательной инициативы, для приятия данного законопроекта».