Рубрики
Прямая речь

Многие задают вопрос: «Закончился межповерочный период индивидуального счетчика электроэнергии. Когда появится умные счетчики и за чей счет?»

Согласно п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее Правила), при истечения срока межповерочного интервала у прибора учёта, — такой прибор учета считается вышедшим из строя. До 01.07.2020 г. случае истечения срока межповерочного интервала обязанность по его замене лежит именно на потребителе электроэнергии (в соответствии с п. 145 основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442).
Если у электросчетчика закончился межпроверочный интервал, определите его класс точности. Если не более 2%, то его можно отправить на проверку. Если 2,5 — нужно менять.
Согласно ГОСТ 6570-96, старые дисковые (индукционные) счетчики класса 2,5 подлежат замене после истечения межпроверочного интервала. То есть, их не проверяют, а сразу заменяют на новые. С 1 октября 2000 года в силу вступили новые стандарты, которым старые приборы не соответствуют. Поэтому, если истек срок поверки электросчетчика класса 2,5, то его меняют.

Если энергосбытовая организация обнаружила, что счетчик не был проверен вовремя, то Вам в квитанции будет указываться сумма, рассчитанная по среднему потреблению. То есть ваши расходы электричества за полгода складываются и делятся на 6. Вот эта сумма и будет приходить в квитанции. Такая схема будет работать только 3 месяца. После начисления будет происходить по нормативу. Норматив зависит от ряда параметров:

— количество зарегистрированных в квартире жильцов;
— тариф за электричество;
— норматив потребления электричества в вашем регионе.

С июля 2020 года закон об «интеллектуальной системе учета электрической энергии» (№ 522-ФЗ от 27 декабря 2018 г.) перейдет в стадию «активной реализации».
Этот закон направлен лишь на введение «умных счетчиков», которые будут вести учет электрической энергии.
Поэтому показания остальных счетчиков пока так и придется передавать «по старинке».
С одной стороны обязанность по приобретению и установке «умных счетчиков» возлагается не на самих жильцов (как это обычно бывает), а на поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков и сетевые организации), бесплатный сыр бывает только в мышеловке, сетевые организации затраты на установку умных счетчиков будут покрывать за счет увеличение тарифов на электроэнергию, возможно какую то часть этих расходов будут покрывать из бюджетов регионов.
Начиная с 1 июля 2020 года поставщики должны будут устанавливать «умные счетчики» на электричество всем потребителям ресурса (т. е. и гражданам, и юридическим лицам) — по мере того, как их прежние приборы учета будут выходить из строя (к этому же приравнивается истечение срока эксплуатации, межповерочного интервала счетчика и пр.).
С 2022 года в законе запланировано бесплатное подключение к системе «интеллектуального учета» всех электросчетчиков потребителей.
Если же энергетическая компания не выполнит это требование, то начиная с 2023 года потребители смогут потребовать от нее выплаты штрафа в свою пользу (размеры и порядок его уплаты будут определены отдельным правительственным постановлением).
Поставщики будут отвечать и за качество работы «системы интеллектуального учета»: в закон введут новое основание для освобождения потребителей от платы за электричество — если система не будет корректно работать по вине компании.
Согласитесь, что плюсы весьма весомые. Но без пары ложек дегтя все же не обошлось.
Прежде всего, заявленное в законе положение о том, что ввод системы «умных счетчиков» должны обеспечить энергетические компании за свой счет, следует трактовать весьма ограничительно.
Дело в том, что закон позволяет поставщикам ресурсов включать связанные с его реализацией расходы в тарифы на электроэнергию.
А поскольку расходов, очевидно, предстоит немало, то в ближайшем будущем это наверняка выльется в увеличение счетов за электричество. Поэтому вряд ли нам, потребителям, все же удастся полностью освободиться от оплаты «умных счетчиков».
Еще один важный момент. С введением «умных счетчиков» в законе меняются правила отключения потребителю электричества на случай его неоплаты.
Поставщик должен будет предупредить о предстоящем ограничении не за 20 рабочих дней (как раньше), а всего за 5.
Получив предупреждение, потребитель должен будет самостоятельно предпринять меры для его ограничения (через «умную» систему) или же предоставить доступ в жилое помещения сотрудникам РСО.
Если потребитель никак не реагирует, то компания самостоятельно, через удаленный доступ к системе, отключит подачу электричества в жилое помещение.
Таким образом, разговор энергетиков со своими должниками станет еще короче: прошло пять дней после предупреждения, денег нет —значит, свету конец.
Как видно, «умные счетчики» — это благо, но не без своих подвохов.
В нашем ТСЖ, мы заменили все индивидуальные (квартирные) счетчики на умные еще в 2013 за счет ТСЖ и включили эти счетчики в состав общего имущества МКД, поверка ИПУ, замена ИПУ обязанность сейчас ТСЖ, а с РСО мы рассчитываемся за электроэнергию по общедомовому прибору учета.